1. Приветствую тебя, Станислав! У меня сложилось такое мнение, что официальным рупором ТЕМНОЗОРЬ выступает Gorruth, в то время как ты в основном даешь интервью от имени ВОЛКОТЕНЬ (хотя также являешься полноценным участником ТЕМНОЗОРИ). Для такого «разделения полномочий» существуют особые причины?

Приветствую, “Mirkwood”! Действительно, как ты верно заметил, у нас существует довольно четкое «распределение полномочий». Причин тому несколько, здесь есть и объективные, и субъективные факторы, но раскрывать их я бы не хотел.

2. Прошло уже некоторое время с момента выхода «Твердости Молота». Каковы были основные реакции на этот релиз? Как его восприняла аудитория, на которую вы ориентируетесь в своем творчестве?

Реакция была такой, какую мы и ожидали, - крайне положительной (за исключением пары злопыхателей из антифа-мизантропических кругов, о которых нет смысла распространяться). На самом деле, когда мы еще только подбирали музыкальный материал для «Твердости Молота» и обдумывали концепцию визуального оформления диска, мы понимали, что записываем не просто «еще один Black Metal альбом», но нечто большее. Мы хотели выпустить релиз, который бы полностью отвечал нашим высоким представлениям о качестве, неся в себе органичное единство содержания (собственно музыки) и формы (внешнего вида, дизайна). Плюс ко всему: мы понимали, что «Твердость Молота» станет фактически первым серьезным CD-релизом русской NSBM сцены, которому суждено разойтись сравнительно большим тиражом и быть доступным в широкой сфере распространения. Мы фактически раскрывали NSBM для широкой аудитории (как бы самодовольно это ни звучало!), поэтому мы должны были сделать не просто «неплохой альбом», но – превосходный альбом! Полагаю, нам это удалось.

3. Кстати, в Интернете мне встречались и критические отзывы на этот альбом (хотя, все-таки больше я слышал положительных слов) – скажем так, что альбом никого не оставил равнодушным. Как ты реагируешь на критические стрелы в свой адрес - принимаешь их как объективное мнение, которое стоит учитывать, или не обращаешь на них никакого внимания?

Я считаю себя достаточно самокритичным человеком, поэтому – соответственно – больше прислушиваюсь к собственной критичности по отношению к нашему творчеству, а не к мнениям окружающих. Это, разумеется, не значит, что мнения окружающий меня не интересуют, - напротив, мне всегда интересно слушать/читать отзывы по поводу нашего творчества, однако я не скажу, что эти отзывы особенно влияют на мое личное самовосприятие как музыканта. Если говорить об объективных аспектах критики, с которыми я полностью согласен, - это несколько громковатый (по сравнению с музыкой) уровень вокала. На последующих записях этот недостаток будет устранен.

4. Лирическая составляющая сплит-альбома NITBERG/ВОЛКОТЕНЬ выглядит, на мой взгляд, в стилистическом отношении органично целостной. Одной из примечательных черт лирики выступает ориентированность на нордическую мифологию. Почему вы решили обратиться к иной традиции (пускай и братской, близкой по духу), фактически не акцентируя внимания на своих славянских корнях?

Я не религиозен (что бы ни подразумевалось под религией и религиозностью), мой ценностный ориентир – это Национал-Социализм как целостная мировоззренческая концепция Белого человека ХХI века. Полагаю, ты сделал вывод о моей «ориентированности на нордическую мифологию», исходя из названия песни «Мьелльниром Грома». На самом деле это название пришло ко мне в голову совершенно спонтанно: я слушал музыку к этой песне – и вдруг внезапно понял, что она должна называться именно таким образом – «Мьелльниром Грома», уже затем появился текст. Религиозной подоплеки здесь нет.

Я не призываю к «Белому космополитизму», однако прекрасно понимаю закономерность развития идей именно Нордической мифологии в современном Белом искусстве. Глупо отрицать тот факт, что именно Третий Рейх стал государством, сконцентрировавшем в себе все свойственные (истинному) Белому человечеству ценности и идеалы, формы и смыслы. Поэтому, хоть он и просуществовал лишь до трагического 1945 г., но его дух живет и поныне, вдохновляя достойных людей, ощущающих себя не «общечеловеками», но – Белыми Арийцами: немцами, русскими, французами, итальянцами… Рейх основывался преимущественно на германской ветви общеарийской традиции, поэтому именно германские (или Нордические, если угодно) мифологические образы в нем преобладали. Соответственно и в новом поколении рыцарей мистического Вевельсбурга преобладает направленность именно на Нордизм.

5. Насколько я знаю, название группы – ВОЛКОТЕНЬ – связано с великим вождем Белой Расы. Не мог бы ты для наших читателей прояснить эту связь, какое значение вы вкладываете в свое название?

Ты прав. Имя первого Вождя Национал-Социализма (Адольф) переводится со старогерманского как «Белый Волк». Соответственно, ВОЛКОТЕНЬ можно понять как тень, дух, наследие Вождя. Но это, разумеется, лишь одно из толкований. Я убежден, что любой достаточно сознательный человек, задумавшись над названием нашего проекта, найдет в своем создании множество ассоциаций на это слово. И все они в той или иной степени будут соответствовать внутренней сущности ВОЛКОТЕНИ.

6. На осень была запланирована запись полноформатного альбома «На Заре Нового Рейха». Как обстоят дела с новым альбомом, готовится ли он и чего можно ожидать от группы на этом новом этапе развития?

Запись, к сожалению, пока не начата в силу различных причин, но это лишь вопрос времени.

В данный момент имеется несколько сочиненных песен, а также общая лирическая концепция. “At Dawn of a New Reich” снова будет нестандартным альбомом для NSBM субкультуры. Планов очень много, насколько полно им суждено осуществиться – я пока не знаю. Но этим альбомом (во всяком случае – его поэтической стороной, за которую я, собственно, и отвечаю) я хочу показать иную перспективу развития общества XXI века – перспективу Нового Национал-Социализма. Здесь есть уважение к старине – к танковым армадам и торжественным парадным шествиям Третьего Рейха. Но здесь также есть явное устремление в будущее – попытка представить мышление в стиле своего рода Киберфашизма (по аналогии с Киберпанком, пусть эта аналогия и звучит для кого-то диковато). Национал-Социализм (и Фашизм как его основной предшественник) всегда являлся прогрессивной идеологией (несмотря на свой консервативный Расовый фундамент), так почему бы не отразить прогрессивные тенденции в лирике? В конце концов, никто не запрещал с помощью приборов измерять коэффициент Триумфа Воли и инструментально генерировать энергию Вриля.

7. Источник вдохновения для музыки ВОЛКОТЕНЬ четко прослеживается – нордический Black Metal начала 90-х. Как ты думаешь, почему эта музыка пробудила такую эмоциональную реакцию у людей, почему и в наше время все новые и новые группы создают музыку, ориентируясь на творчество старых нордических групп?

Я не люблю пафоса вокруг феномена Black Metal’a как некоего «сакрального знания Арийской расы, преломленного через гармонии Хеля (и т.д.)», поэтому выскажусь довольно «банально». Металл в целом всегда являлся прежде всего музыкой протеста, причем протест в данном случае мог быть против всего, чего угодно, – против милитаризма или против пацифизма, против государственности или против произвола и анархии…Black Metal, являясь (или не являясь – мне не интересны споры по этому вопросу) частью металлической субкультуры, также являлся музыкой протеста, но здесь, в отличие от «обычного» металла, протест был направлен не против банальных вещей (типа милитаризма или гнета государства), но против «святая святых» - против иудео-христианства. Причем здесь имел место протест не против конкретных проявлений христианских догматов, но против всей системы авраамического монотеистического мировоззрения, на котором во многом основывается современная «Западная» цивилизация, да и весь «цивилизованный» мир в целом. Протест Black Metal’a носил глобальный характер, ориентируясь не на внешние проявления чуждого настоящему Европейскому человеку мировоззрения, но – на саму суть. Этот протест был окрашен в черные тона негативизма и насилия, которые, подобно отрицательным героям, всегда привлекали к себе зачастую даже больше внимания, чем герои положительные.

Сейчас же молодые группы, начинающие играть искренний (речь идет не о наличии/отсутствии клавиш и прочей лабуде, а о самом подходе и отношении к своему делу) Black Metal, во многом ориентируются не только и не столько на музыкальную составляющую как таковую, но на тот мировоззренческий фундамент, который был заложен в начале 90-х первыми нордическими Black Metal группами.

8. Вокал ВОЛКОТЕНИ, несмотря на всю свою злость и нескрываемую яростность, довольно разборчив (в этом несколько отходя от канонов ВМ). Это объясняется какими-то внешними мотивами (например, пропагандистскими задачами), или обусловлено имманентной логикой творчества?

На самом деле «никакого секрета здесь нет». Я лишь пою в свойственной мне манере и я не задумывался над тем, чтобы мой вокал звучал как-то «по-особому». Вряд ли это как-то связано с желанием быть понятым, ведь любой человек, заинтересовавшийся моими текстами, может прочитать их в буклете к альбому.

9. Как ты думаешь, чем вызван такой всплеск популярности NSBM? Ведь фактически из отдельных инициатив за не столь продолжительное время возникла достаточно мощная сцена, которую игнорировать с каждым днем все сложней. Были ли для такого пробуждения Расового духа в экстремальной музыке некие особые причины, вызвавшие переход от сатанинской ортодоксии к национал-социалистическим идеям?

Полагаю, нужно начать с того, что я не вижу и никогда не видел какого-либо «всплеска популярности NSBM» (некоторые «знатоки» даже говорят об «NSBM тренде», но это вообще похоже на бредовую идею, которую никак нельзя прокомментировать). Да, групп, так или иначе поддерживающих Национал-Социализм, становится все больше, но говорит ли это о «всплеске популярности»? Достаточно зайти в любой рок-магазин и сравнить количество аполитичного и Правого Black Metal’a: сравнение в 100% случаев будет явно не в пользу последнего. Наличие таких широко известных Правых команд, как ТЕМНОЗОРЬ (хоть это и не NSBM) и NOKTURNAL MORTUM, только подтверждает тот факт, что никакого «всплеска популярности NSBM» нет. К сожалению.

Что же касается перехода от сатанизма к Национал-Социализму в рамках Black Metal субкультуры, то я считаю этот факт вполне закономерным явлением для сознательных и расово-полноценных Европейцев. (Грубо, но верно: сравни с расовых позиций Varg’a и Fenriz’a, а затем спроси себя: почему первый стал Национал-Социалистом, а второй так и остался сатаноидном?) Black Metal заставляет людей думать, сомневаться и искать ответы. Но если у человека мало ума или отсутствует расовая сознательность, то он так и остановится на банальном антихристианстве, с которого он начал свой «протест» (при этом его творчество с чисто музыкальной точки зрения может быть вполне Нордическим и Европейским, что мы видим у того же DARKTHRONE). Сознательный же человек пойдет дальше - и после решительного «НЕТ!» произнесет свое осознанное «ДА!». После отрицания чуждых иудео-христианских догматов произойдет принятие истинных Европейских ценностей, лежащих в основе истинной Арийской духовности.

10. Одним из основных возражений против NSBM сцены является политическая ангажированность. Противники считают, что политическая заинтересованность, стремление пропагандировать через музыку какие-то идеи негативно сказываются на эстетических достоинствах этого стиля. Есть ли хоть какие-то основания для таких утверждений?

«Критиковать» политизированный музыкальный стиль за то, что он политизирован, могут только люди, не имеющие головного мозга, или же – по крайней мере – не имеющие стойкого мировоззрения. Скажем, металлоиды. Неужели их мнение действительно должно быть кому-то интересно? Они либо будут слушать политизированную музыку и примут соответствующую идеологию, либо нет.

ВОЛКОТЕНЬ изначально задумывалась именно как идеологический, пропагандистский музыкальный проект. Для нас пропагандистская задача является важнейшим фактором, влияющим на еще более кропотливую работу над нашими песнями и оформлением наших релизов. Мы понимали и понимаем, что люди будут слушать нас не потому, что мы играем NSBM, но потому, что мы играем NSBM хорошо. Несение идеологии накладывает определенные обязательства.

К сожалению, в NSBM среде все еще существуют определенные пережитки «андерграундного» прошлого, где порой действует абсурдное правило «чем хуже – тем лучше». В частности, есть некоторое количество «культовых» NSBM команд, которые все адепты NSBM должны – по идее, по негласному установлению – чтить и уважать, хотя эти команды, на мой слух, в музыкальном отношении являются откровенным мусором. Не хочу здесь никого обижать, поэтому не произношу конкретных названий. К счастью, подобные «культы» выходят, как правило, крайне ограниченными тиражами и распространяются в «подполье», а к широкой аудитории (если здесь, конечно, можно говорить о широкой аудитории) попадают более качественные релизы. Впрочем, так и должно быть.

11. Существует мнение, что Национал-Социализм является не догматизированной идеологией, предлагающей четкие и однозначные ответы на все вопросы (как, например, либерализм или коммунизм). В том же Третьем Рейхе, несмотря на внешнюю стройность идеологии, шли довольно жаркие дискуссии по ключевым вопросам. В таком ракурсе, НС предстает скорее как некое единое поле видения, основанное на некоторых базовых принципах, но оставляющее тем не менее значительную свободу для выражения и интерпретаций. Согласен ли ты с такой позицией, чем для тебя лично является Национал-Социализм?

Национал-Социализм – это Честь и Верность Крови и Почве. В этом его суть. А остальное – лишь частности…

12. Как ты относишься к попыткам реализации национал-социалистических идей в легальном политическом поле? Если вспомнить историю, то Фюрер пришел к власти именно законным путем парламентских выборов (несмотря на свое пренебрежительное отношение к этой системе). Возможна ли сейчас, в условиях тотальной регламентации ЖОПом политического пространства, эффективная деятельность НС партий, движений и т.д. Как ты оцениваешь ННП и НДПР?

Можно назвать меня идеалистом, но я считаю, что возможно все. Я не считаю, что возможность попадания Националистических партий (а также отдельных людей) в нынешние властные структуры, - это что-то фантастическое и нереальное. Какова бы ни была официальная политика «нашего» государства, но здравомыслящие и национально-ориентированные люди в России как были, так и останутся. Разумеется, наиболее простая и безопасная позиция – просиживание штанов на задымленной кухне и обсуждение с приятелями всех нехорошестей современной власти. Но также есть люди, которые хотят не только размышлять и говорить, но и – действовать, причем действовать целенаправленно, с должной степенью понимания своих возможностей и целей. Постулат вражеской пропаганды, показывающий «злых фашистов» как детей неблагополучных семей, недоучек, алкоголиков, дегенератов, психопатов и пр., как песочный замок рассыпается на глазах. Новое поколение Национал-Социалистов – это во многом выходцы из достаточно обеспеченных, интеллигентных семей, получающие хорошее образование, развитые физически и духовно. Такие люди и должны составить будущую элиту Нового Рейха.

Что же касается названных тобой партий, а также Правых партий в принципе, то я всегда буду считать их наличие положительным явлением. Говоря конкретно об ННП и НДПР, нужно отметить, что обе организации во многом держатся на своих харизматичных лидерах, но в то же время периодически переживают кризисы, связанные с борьбой за власть. Это, разумеется, явление неискоренимое, но все-таки порой удивляешься непримиримости отдельных политиков, желающих получить пост «нового фюрера», ничем особым этого не заслужив…

Из современных русских политиков я всецело поддерживаю Александра Никитича Севастьянова (НДПР). Это крайне здравомыслящий и достойный человек, грамотно и в достаточной степени корректно выражающий чаяния национально мыслящей части нашего народа.

13. Мне кажется, что твое Родноверие имеет несколько другой оттенок, чем у остальных приверженцев древних традиций. Если для других речь идет о вере в Древних Богов, гармонизации отношений с Природой, то для тебя в первую очередь сакральным статусом наделяются Род и Раса. Фактически это сводит на нет «религиозность», выводя на первый план активное, воинственное отношение к современному обществу. Прав ли я в своей трактовке?

Ты совершенно прав. Как было сказано выше, я не религиозен. Если я использую какие-либо образы Нордической мифологии (или Родноверия, что в данном контексте не принципиально) в своей поэзии, то это делается для создания (вызывания) у слушателя определенных ментальных образов, соответствующих нашим расовым и культурным корням.

14. Складываются впечатление, что некоторые идеи, которые близки к Национал-Социализму, приобретают в России некоторую долю легитимности. Так, например, в крупных издательствах выходят книги явно антисемитского содержания, где развенчивается и т.н. «миф о Холокосте». На Западе такая ситуация просто непредставима. Чем это можно объяснить – что власть ЖОП здесь не так сильно упрочилась, или таким образом просто спускают пар, чтобы не пришел момент страшной платы по счетам перед народом?

«Легитимности» (временной и частичной) Правых идей в России способствует масса факторов, причем основной из них, я полагаю, довольно банален – это традиционное для нашей страны попустительское отношение ко всему, к чему только можно. С другой стороны можно вспомнить, что находящиеся в настоящее время у власти «силовики» - это выходцы из старого советского КГБ. А КГБ как организация крайне паранойяльная видел врагов советского государства везде и повсюду, в честности – в сионизме. Известно, например, что в 70-х годах по специальному заказу был снят антиизраильский и антисионистский документальный фильм «Тайное и явное», предназначенный для закрытого просмотра только членам КГБ. Поэтому можно предположить наличие определенных антисионистских взглядов и у современной российской власти (вспомни хотя бы недавнюю симптоматическую оговорку Путина, который вместо «антисемитизм» произнес «сионизм»). Другое дело, что мнительная и подозрительная власть видит своих врагов вообще везде и не делает никаких различий между чеченскими террористами, взрывающими дома, и русскими национал-патриотами, выпускающими пропагандистскую литературу.

15. На передний план в Национал-Социализме все-таки выступают идеи негативного плана, ненависти к врагам (жидам и другим инородцам, паразитирующим на Арийской Расе). При этом на другой план уходят моменты собственно созидательные – т.е. совершенствования и упрочения как своего Рода, так и тех людей, которые возложили на себя благородную миссию его защитников. Получается так, что люди говорящие о высоких идеалах, зачастую им самим не соответствуют. Пьют водку и говорят при этом о вырождении Рода. Не кажется ли тебе, что стоило бы больше внимания уделять этим аспектам?

Ты поднял очень важный вопрос. Спорить о чем-то здесь нет смысла, т.к. вполне очевидно, что Национал-Социалист должен своим поведением и своими поступками соответствовать тем идеалам, которые он – по идее – представляет. В противном случае какой вообще смысл называть себя приверженцем этой идеологии? Пожалуй, только в свойственном определенному возрасту стремлении быть частью какой-либо субкультуры, причем «чем экстремальнее – тем круче». Что же, это все-таки лучше, чем быть панком или растаманским ушлепком. Но, если это нечто большее, чем простое подростковое увлечение, то нужно расти над собой как в физическом, так и в мировоззренческом плане, обретая цельное понимание нашей идеологии и своего собственного отношения к ней. Полагаю, здесь речь идет не о том, что «в современном Национал-Социализме слишком много негатива», а о несоответствии некоторых кадров Национал-Социалистическим стандартам. В нашем Мировоззрении есть место как «негативу», так и «позитиву» - оно целостно, здесь нет перекосов в ту или иную сторону.

16. Каково твое отношение к субкультуре скинхэдов? Каково качество людей, представляющих эту субкультуру в России? Имеет ли какие-нибудь перспективы их тактика уличной войны?

Разумеется, мое мнение о скинхэд-субкультуре крайне позитивно, здесь у меня есть много друзей и соратников. Мне трудно судить о «качестве людей» в целом, т.к. я – по понятным причинам - общаюсь только с лучшими из них. Тактика уличной войны имеет свои плюсы и минусы, но в целом я оцениваю ее крайне положительно. Знаешь, есть люди, которые говорят: «Да, национализм – это хорошо, но все-таки бить инородцев на улицах – это плохо, это не выход, нужно стремиться к изменению законов, бла-бла-бла». Возможно, мысль здесь действительно верная, но только я убежден, что с таким вот либерально-демократическим подходом подачи бесплатных советов можно остаться ни с чем: не стать ни уличным бойцом, ни серьезным политиком, но остаться болтуном и теоретиком. В Расовой войне полумеры зачастую хуже, чем бездействие.

17. Национальная и Имперская идеи – как они соотносятся? Каковым ты видишь будущее России и Белой Европы в этой перспективе?

Мне всегда были неприятны эти споры типа «чей Севастополь – российский или украинский?», «отдавать ли Карелию Финляндии?» или «так чей же все-таки Кенигсберг?». Я не понимаю: какое это сейчас имеет значение? Неужели возвращение Севастополя России или Карелии Финляндии решит какие-то глобальные проблемы? Или это ускорит приход Национал-Социалистов к власти в наших странах? Большей глупости, чем подобные споры (и ссоры) в Правой среде, придумать трудно. В моем представлении Национальная и Имперская идея в своих здравых (а не искаженных и/или гипертрофированных) проявлениях не противоречат, но взаимно дополняют друг друга. Нация, как и любая здоровая и растущая (прогрессирующая) живая система (к чему и стремятся Националисты), всегда стремится к экспансии (отсюда и появляется идея Империи).

Что же касается будущего России и Белой Европы как таковой, то моя позиция полностью совпадает с той, которая изложена в замечательной статье Гербера Тэге «Европейская Конфедерация и планы СС», которую можно найти по адресу http://www.thepaganfront.com/brangolf/articles/SSplans.html. «Европа станет федерацией, "Европейской Конфедерацией", основанной на принципах добровольного сотрудничества, национально-этнических свобод и гибкого социализма, чья структура и характер должны варьироваться в зависимости от национальной и культурной специфики регионов».

18. Каково твое мнение о терактах 11 сентября в Америке? Можно ли расценивать исламских экстремистов как потенциальных союзников в борьбе с сионизмом?

Меня впечатлили эти теракты, я действительно не подозревал, что подобное может случиться в самой – казалось бы – защищенной и могущественной стране мира. Также я крайне удивился, что теракт был устроен именно 11 сентября, т.к. эта дата фигурирует в небезызвестной книге «Дневник Тернера» как поворотный момент в Последней войне. Впрочем, возможно, это действительно совпадение, хотя я не исключаю возможности, что за терактом стояли вовсе не мусульмане…

Что же касается каких-то союзнических отношений с исламистами, то их следует полностью исключить. Действительно, большинство мусульман (особенно радикальных) имеют откровенно антиеврейские взгляды, но также они настроены крайне враждебно и по отношению к «неверной» Европе и к ее «погрязшим в грехе и разврате» коренным жителям. Парадокс ситуации заключается в том, что мусульмане, ненавидя Европу, все в больших и больших количествах приезжают сюда. И уже здесь проявляют свои «антисемитские» настроения: не секрет ведь, что основная масса нападений на иудеев и осквернений синагог, например, во Франции осуществляется не французами, а именно арабами. И если многие европейцы прямо или косвенно знакомы с «Протоколами сионских мудрецов», то о центральной идее «зеленого» вторжения в Белую Европу, провозглашающей превращение ее в исламский халифат, знают совсем не многие.

Чисто с количественной точки зрения исламская угроза сейчас гораздо более страшна, чем сионистская. Мусульмане хотят выжить (любыми способами) из Европы как евреев, так и европейцев, евреи же никогда не были заинтересованы в полном уничтожении Белого человечества. Разумеется, евреи также никогда и не были нашими друзьями, но в данном историческом контексте это не важно.

19. Чаще всего современных национал-социалистов спрашивают о значении личности Гитлера. При этом как бы в тени остаются другие фигуры, оказавшие значительное влияние на становление нашей идеологии и практики. Конкретно я имею в виду Бенито Муссолини, как ты расцениваешь эту персону и, более широко, итальянский фашизм?

Дуче Бенито Муссолини – наряду с Адольфом Гитлером – безусловно является величайшим человеком европейской истории ХХ века. Он был не только предтечей Национал-Социализма, но также и человеком, заложившим основы того общеевропейского, общеарийского мировоззрения, на котором в настоящее время базируется современный Национал-Социализм. В 1943 г., вскоре после освобождения его Отто Скорцени, Муссолини сказал замечательные слова: «Мы не осознаем себя итальянцами, т.к. мы европейцы, но мы осознаем себя европейцами настолько, насколько мы являемся настоящими итальянцами». Подставь вместо «итальянцев» название любого Белого народа – и ты получишь идеальное мировоззрение для сознательного Белого европейца.

Позволю себе процитировать Скорцени, который в своих «Воспоминаниях» очень тепло отзывается о бессмертном лидере фашизма: «Доктрина неофашизма, которую дуче в общих чертах обрисовал мне, выходила далеко за рамки национал-монархического фашизма. Это было прежде всего воззвание к европейскому единству, которое не могло стать реальностью при гегемонии одного народа или малой группы народов, но только благодаря коллективной воле всех стран. Новая концепция ставила целью объединить на федеративных началах народы, освободившиеся от международной плутократии и агрессивного капитализма… Это может осуществиться только благодаря реорганизации старого континента и всеобщему желанию стать выше эгоистических и ограниченных национализмов. В противном случае, несмотря на общую культуру, европейские народы не выживут. Эра братоубийственных войн должна остаться в прошлом. Необходимо объединиться, иначе мы погибнем».

20. Мне кажется, что все твои слова (а может даже и музыку) пронизывает стойкая уверенность в Победе, которая неотвратима. Откуда у тебя такое убеждение, если в реальной жизни предпосылок для этого крайне мало?

Отвечу прямо: не знаю. Здесь, видимо, речь идет не об объективной оценке происходящих вокруг событий, но о некоем внутреннем личностном стержне. Мой взгляд на мир можно охарактеризовать словосочетанием «пессимистичный оптимизм», т.е. я склонен видеть в окружающей действительности скорее негативные стороны, однако все же имею иррациональную уверенность в том, что однажды все начнет меняться в лучшую сторону. Эта уверенность идет изнутри, но не извне… Если же нам суждено проиграть… Что ж, мы боролись за великие идеалы и нам не о чем сожалеть! Будем учиться наслаждаться тишиной на обломках разрушенной свиньями Империи… 14/88!